III |
Есть лишь один способ разрешения всех проблем современности - коммунистическая революция. Однако в силу исторического невежества общества это словосочетание, да еще вкупе с "диктатурой пролетариата", ассоциируется в его сознании главным образом с идиотской утопией ведущей к кровавой вакханалии, т.е. представляется уместным более обстоятельный разговор на эту тему.
Научное мировоззрение многим представляется чем-то сложным, даже заумным, однако, в действительности, точно так же, как гениальность это вовсе не "дар божий", а просто трансформация внимания в ясность, доступная при добросовестном отношении к работе собственного мозга любому человеку, подлинная наука всегда имеет своим результатом совершенно простые вещи, можно даже сказать очевидные, но тысячелетиями не замечаемые, скорее всего именно в силу своей обыденности - достаточно вспомнить, что гравитация была открыта падением яблока, а вращение Земли сменой времени суток и т.д. - т.е. казалось бы что может быть проще, однако человечеству на уяснение этих фактов понадобились многие века. То же самое абсолютно справедливо звучит и в отношении научного мировоззрения - нужно лишь не витать в грезах собственного доктринерства о будущем мира, а внимательно посмотреть на прошлое человечества и попытаться выяснить чему мы в нем обязаны настоящим. Простой анализ дает совершенно ясную картину: историческим условием существования человечества является необходимость трудиться, т.е. труд - это иго навязанное человеку природой, от которого он стремится избавиться путем изучения окружающего мира и использования добытых знаний для создания соответствующей техники. Таким образом можно смело сделать вывод, что основополагающей тенденцией исторического развития человечества является стремление к свободе. А заодно и дать простое определение: свобода это антинасилие (в том числе и ига природы. Вообще смысл философской сентенции отрицания отрицания означает не механическую смену старых форм новыми, а отрицание в конечном итоге человеком всего того, что отрицает его как человека, т.е. вполне можно констатировать, что обратной стороной отрицания отрицания является утверждение человеком самого себя). Пока существование соответствующей техники в количественном и качественном отношении является для человечества проблемой, т.е. производительные силы общества исторически слабы, то оно не может развиваться иначе, кроме как эксплуатацией человека человеком. Отсюда ложь собственности и насилие государства, личностные пороки и общественные бедствия, равно как и блага цивилизации созданные для себя господствующей частью общества - от роскоши до законности. Другими словами: праздный паразитизм - это не что иное как то же стремление к свободе, но в эгоистической, частной, классовой, т.е. извращенной исторической слабостью производительных сил общества форме, но так как этот фактор является насколько неизбежным настолько и временным, то смысл истории заключается не в том, чтобы сделать труд тотальной повинностью, а в том, чтобы свобода стала всеобщим достоянием. Если представить себе рабовладельческий строй в котором функции рабов выполняет техника, а люди заняты тем, что им в данный момент по душе, т.е. абсолютно свободны, то это и есть то, что Маркс называл коммунизмом. Доказательства? Пожалуйста: "труд уже стал свободным во всех цивилизованных странах; дело теперь не в том, чтобы освободить труд, а в том, чтобы этот свободный труд уничтожить" "если беглые крепостные стремились только к тому, чтобы свободно развить и укрепить свои уже имевшиеся налицо условия существования, и поэтому в конечном счете добились только свободного труда, то пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т.е. должны уничтожить труд. Вот почему они находятся в прямой противоположности к той форме, в которой индивиды, составляющие общество, до сих пор выражали себя как некоторое целое, а именно к государству, и должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности" "одно из величайших недоразумений - говорить о свободном, человеческом, общественном труде, о труде без частной собственности. "Труд" по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщественная, обусловленная частная собственностью и создающая частную собственность деятельность. Таким образом, упразднение частной собственности становится действительностью только тогда, когда оно понимается как упразднение труда" (такое упразднение, которое, конечно, сделалось возможным только в результате самого труда, т.е. в результате материальной деятельности общества, и никоим образом которое нельзя понимать как замену одной категории другою)". Отсюда совершенно очевидна суть диктатуры пролетариата - это труд упразднения труда и ничего более. Что значит уничтожить труд? Это значит полностью вытеснить человека с производства техникой и сама история капитализма говорит о том, что технически эта задача не представляет собой никакой особой сложности, другое дело надвигающиеся в связи с этим социально-экономические коллизии. И вот тут-то и наступает момент истины мировой истории: капитализм не может себе позволить полностью освободить человека от труда как жизненной необходимости, ибо он целиком зиждется на наемном труде, не может существовать без своей противоположности - пролетариата, а для коммунизма стать "роботовладельческим строем" нет никаких проблем, наоборот: он именно к этому и стремится. Капитализм обращает человека в "технику", коммунизм технику превращает в "человека". "Кому" из них принадлежит будущее, думается, особо гадать не приходится, что именно это подспудно является сутью бессознательной исторической деятельности человечества сомнений тоже нет. Так отчего не начать делать эту работу сознательно? "Подлинным богатством является находящееся в распоряжении общества свободное время". Почему? Да потому, что "время - это пространство для развития человеческих способностей". Нет такого вида труда, которого человек не мог бы переложить на плечи техники (так же как нет такого вида творчества, в котором техника была бы способна заменить человека) и именно поэтому капитализм обречен, а коммунизм не "возможен в отдельно взятой стране", а неизбежен для всего мира. Что же касается России, то ее исторический потенциал обусловлен тем простым обстоятельством, что именно коммунизм является национальной идеей русского народа и это очень легко понять, если опять-таки не парить в облаках софистических умствований, а спуститься на землю и послушать русские народные сказки про золотую рыбку, перо жар-птицы, ковер-самолет, скатерть-самобранку, емелину печку и т.д. О чем они говорят? Да о том же о чем и теория прогресса: что можно и нужно научить саму природу делать то, что она пока заставляет делать человека, т.е. если мудрость народов соизмерять соответствием потаенных глубин их исторического сознания научному мировоззрению, то пальма первенства вне всякого сомнения принадлежит русскому. Как говорится: "сказка ложь, да в ней намек!" Труд общества уже сегодня является не столько игом природы, сколько гнетом капитала, в результате чего общественные отношения уже не естественное следствие исторической слабости производительных сил, а ее искусственная причина, и нет ни одного объективного фактора способного помешать нашему обществу кардинально изменить это положение.
|
<<<НАЗАД | 16 СТРАНИЦА | СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ |