Понятие "коммунизм" так оболгано (прежде всего нашим обществом и на сегодняшний день это уже фактически главная причина исторического долголетия мирового капитализма), что рациональность замены его другим, например: "научной самоорганизацией общества", практически очевидна, однако, думается: истина все-таки действительно дороже, а политическая выгода отнюдь не основание, чтобы идти на поводу общественного невежества, другое дело, что, видимо, небольшой марксистский ликбез в заключение будет не лишним:
"свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом в орган, этому обществу всецело подчиненный". "первое условие всякой свободы - ответственность всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву". Сравнение явно не в пользу наших записных либералов и демократов, не говоря уже о всей системе в целом! "демократия неспособна исцелить социальные недуги. Демократическое равенство есть химера, борьба бедных против богатых не может быть завершена на почве демократии или политики вообще". "демократия, в конечном счете, как и всякая другая форма правления, есть противоречие в себе самой, ложь, не что иное как лицемерие. Политическая свобода есть мнимая свобода, худший вид рабства: она лишь видимость свободы и поэтому в действительности - рабство. То же и с политическим равенством..." "истинная свобода... требует для своего осуществления иных форм, чем государство" "слом государственной машины не подвергает никакой опасности централизацию. Бюрократия есть только низшая и грубая форма централизации". "то положение, когда народом управляют, должно быть заменено самоуправлением народа" "утопической мечтой является не радикальная революция, не общечеловеческая эмансипация, а частичная, только политическая революция - революция, оставляющая нетронутыми самые устои здания. На чем основана такая революция? На том, что ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА эмансипирует себя и достигает ВСЕОБЩЕГО господства, на том, что определенный класс, исходя из своего ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ, предпринимает эмансипацию всего общества. Каждый класс народа ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИСТ и чувствует себя, прежде всего, не особым классом, а представителем социальных потребностей вообще. Поэтому роль ОСВОБОДИТЕЛЯ последовательно переходит - в полном драматизма движении - к различным классам, пока, наконец, не дойдет очередь до такого класса, который осуществит социальную свободу, уже не ограничивая ее определенными условиями, лежащими вне человека и все же созданными человеческим обществом, а наоборот, организует все условия человеческого существования, исходя из социальной свободы как необходимой предпосылки" "быть радикальным - значит понять вещь в ее корне. Но корнем для человека является сам человек" "человек должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы и тогда загадка нашего времени будет им разрешена". "при этом окажется, что мир уже давно грезит о предмете, которым можно действительно овладеть, только осознав его. Окажется, что речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы ОСУЩЕСТВИТЬ мысли прошедшего. И наконец, обнаружится, что человечество не начинает НОВОЙ работы, а сознательно осуществляет свою старую работу" "человеческое общество располагает избытком производительных сил, которые ждут только разумной организации" Ну и т.д. Кстати, еще древнегреческий стоик Зенон, указывая на развитие в человеке природой инстинкта общественности, проповедовал свободную общину без правительства, противопоставляя ее утопии государственного направления - РЕСПУБЛИКЕ Платона и предрекал наступление времени, когда люди соединятся невзирая на границы и составят "Космос", Вселенную, не нуждаясь больше ни в законах, ни в судах, ни в храмах, ни в деньгах, чтобы обмениваться взаимными услугами. Видимо, эллинский мудрец родился в рубашке, иначе, по справедливости, он должен был бы первым "получить на орехи" от нашего общества за коммунизм, но на его счастье в нынешней России, похоже, едва ли сыщется два-три человека, способных сказать по его поводу что-либо вразумительное. И уж совсем сказочно повезло Петру Алексеевичу Кропоткину, ведь мятежный князь, в отличие от Маркса, был не только современником русской революции, но и принимал в ее подготовке самое непосредственное участие. Думается даже, что появись он на свет лет на тридцать позднее (в 1917 году Петру Алексеевичу исполнилось уже 75 лет) при могучем интеллекте и героической натуре Кропоткина судьба русской революции, а следовательно и весь ход мировой истории могли сложиться совершенно иначе. По всем канонам монархизма род рюриковичей имеет неоспоримое преимущество перед домом романовых в праве на российский престол, поэтому небесполезно "послушать" (а господам - монархистам особенно) что же "завещал" самый выдающийся представитель самого знатного рода русской древности: "бесспорно, наши образованные общества очень богаты. - Почему же вокруг нас столько нищеты? Откуда этот тяжелый труд, отупляющий народные массы? Откуда даже у рабочего, имеющего порядочный заработок, эта неуверенность в завтрашнем дне, когда кругом накоплено столько богатств, унаследованных от прошлого, и имеются такие могущественные орудия производства, способные дать довольство каждому взамен нескольких часов ежедневного труда? Происходит это странное противоречие оттого, что все, что нужно для производства, - земля, угольные копи, машины, пути сообщения, пищевые продукты, дома, воспитание, знание, - все было захвачено в свою пользу небольшой горстью людей в течении той долгой истории, составившейся из грабежей, переселений, войн, невежества и насилий, которую человечество пережило с тех пор, как стало учиться побеждать силы природы. Происходит оно оттого, что, ссылаясь на права, якобы приобретенные ею в прошлом, эта кучка людей присваивает себе по крайней мере две трети продуктов человеческого труда, а затем расточает их самым бессмысленным, самым возмутительным образом; оттого, что они довели народ до такого состояния, когда крестьянину и рабочему нечем бывает прожить даже месяц - часто даже неделю, - если эти господа не позволят ему работать на их земле, копях, заводах, под условием, чтобы львиная доля того, что он выработает, шла бы им, господам; оттого наконец, что они мешают рабочему производить то, что нужно всем, и заставляют производить не то, что нужно другим, а то, что дает наибольший барыш хозяину" "главное зло буржуазного строя заключается не только в том, что капиталист получает с каждого промышленного или коммерческого предприятия значительную часть барышей, доставляющих ему возможность жить не работая; оно ... в том , что все производство, взятое в целом, идет по совершенно ложному пути, так как его цель - отнюдь не обеспечение благосостояния для всех. Оно ведется наудачу - ради барышей, а вовсе не ради общественных нужд" "история... служит также живым доказательством того, что никакое конституционное правительство не способно к исполнению тех отправлений, которые государство захватило свои руки" "мы все выросли на целой куче предрассудков относительно государства, играющего роль Провидения в отношениях между собой. Все наше воспитание, начиная с преподавания римских преданий, известных под названием римской истории, и кончая византийскими законами Юстиниана, которые изучаются под названием римского права, а также всевозможными науками "о праве", преподаваемыми в наших университетах - все приучает нас верить в правительство и в достоинства вездесущего и всемогущего государства... а между тем... еще Бальзак заметил, что миллионы крестьян живут всю свою жизнь, не зная относительно государства ничего, кроме того, что они вынуждены платить ему большие налоги" "аристократия и демократия, поставленные в рамки государства, действуют совершенно одинаково. И та и другая, достигнув власти, являются одинаковыми врагами самой простой справедливости по отношению к производителю всех богатств - работнику" "так называемое "правление большинства" значит на деле - отдать все дела страны в руки тех немногих, которыми составляется большинство во всякой палате, т.е. в руки "болотных жаб", как их называли во времена Французской революции, или людей, которые не имеют никаких определенных воззрений, а пристают то к "правой", то к "левой" партии, смотря по тому, откуда дует ветер и с кого можно больше сорвать. Конституционное правление, конечно, было шагом вперед против неограниченного правления... но человечество не может закиснуть на нем..." "все то, что служит для обеспечения благосостояния общества должно быть возвращено обществу. Экспроприация, т.е. возврат обществу того, что ему принадлежит по праву - такова задача, поставленная историей перед нами" "для торжества революции люди должны прежде всего отделаться от своих верований в закон, власть, порядок, собственность и другие суеверия, унаследованные ими от рабского прошлого" "то к чему нужно стремиться, - это производить с наименьшей возможной тратой человеческих сил наибольшую сумму продуктов, наиболее необходимых для благосостояния всех" "пусть только революция вступит на этот путь: с голоду она наверное не погибнет! Опасность лежит вовсе не в этом; она лежит в умственной трусости, в предрассудках, в полумерах. Опасность там, где ее видел Дантон, когда говорил Франции: "Смелости, смелости, больше смелости!" - особенно смелости ума, за которой не замедлит последовать и смелость воли" "общество, которое овладеет всем общественным богатством и громко провозгласит, что ВСЕ имеют на него право, какова бы ни была в прошлом доля участия каждого в создании этого богатства, - такое общество должно будет отказаться от всякой мысли о наемной плате, в какой бы форме она ни представлялась: в виде ли денег, или в виде чеков" "услуги, оказываемые обществу - будь то работа на фабрике или в поле или услуги нравственного характера, - НЕ МОГУТ БЫТЬ ОЦЕНЕНЫ В МОНЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ" "новое общество поймет, что такое солидарность, этот великий двигатель, увеличивающий во сто раз энергию и творческую силу человека, и пойдет со всею энергией молодости на завоевание будущего. Оно перестанет производить на неизвестных покупателей и обратится к потребностям и вкусам, существующим в его собственной среде; оно обеспечит всем своим членам и существование, и довольство, и то нравственное удовлетворение, которое дает свободно избранный и свободно выполняемый труд, и наслаждение жить, не мешая жить другим. Полные смелости, вдохновляемые чувством взаимности, люди все вместе двинутся вперед, на завоевание тех высоких наслаждений, которые дает научное знание и художественное творчество. Обществу, проникнутому таким духом, нечего будет бояться ни внутренних раздоров, ни внешних врагов. Всем силам прошлого оно противопоставит свою привязанность к новому порядку вещей и смелую инициативу как каждой личности в отдельности, так и всех вместе - ту геркулесову силу, которую придаст ему пробуждение его гения. И против этой непреодолимой силы никакие "соединенные короли" не смогут сделать ничего. Им останется только преклониться перед нею и впрячься, в свою очередь, в общую колесницу человечества, уносящую его к новым горизонтам, открытым социальною революциею". "мы думаем, кроме того, не только что коммунизм желателен, но что современные общества, основанные на индивидуализме, сами НЕИЗБЕЖНО ДОЛЖНЫ ДВИГАТЬСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ К КОММУНИЗМУ" Во всех этих цитатах курсив самого Кропоткина. Отметим, что сей славный сын России избрал тернистый путь служения народу не в силу каких-либо тривиальных причин - опалы, разорения и т.п., а наоборот: перед самыми сверкающими перспективами, какие только могло предоставить ему самодержавие. При этом князь-революционер считал себя оппонентом Маркса, но даже самый поверхностный сравнительный анализ легко вскрывает заблуждение Петра Алексеевича - пожалуй, единственное его отличие от автора "Капитала" это более легкий для понимания стиль письма, т.е. русская ясность языка. Зато в числе его оппонентов среди "коммунистов" фактически вплоть до Октября нет "верного ученика и продолжателя дела Маркса" Ульянова-Ленина и отнюдь не по причине полного единомыслия, а просто потому, что вождь и основатель "коммунистической" партии до этого времени не считал нужным утруждать себя размышлениями о предметах, далеких от практической ценности. Не случайно он ринулся в борьбу за власть цитируя не Маркса, а Наполеона: "Сначала надо ввязаться в драку, а там будет видно!" О том, что дальше произойдет с Россией Кропоткину гадать не приходилось - строки: "пока социалисты - государственники не оставят своего идеала социализации орудий труда в руках централизованного государства, неизбежным результатом их попыток в направлении... социалистического государства будет провал их мечтаний и военная диктатура" были написаны им еще в 1892 году, т.е. за четверть века до того, - и он открыто выступил с критикой действий большевиков, но их лидер по-прежнему рьяно преследовал сугубо практические цели, чтобы отвлекаться на всякие там теории. Вообще, надо сказать, крамольный князь в нашей истории фигура довольно знаковая: казалось бы, куда как выгодно было советской власти поднять его на щит своей идеологии - идеи коммунизма так сильны своей правдой, что ими беззаветно проникся даже потомок рюриковичей - представитель класса, исторически обреченного на самую махровую реакцию! Ан-нет: советская власть предпочла запрятать его труды подальше и помалкивать о них даже в трудные для себя времена, - и это при том, что самая дельная, самая убедительная и самая страстная апологетика коммунизма принадлежит перу именно П.А.Кропоткина! Почему, за что такая немилость? Ответ прост: Петр Алексеевич говорил о совершенно ином коммунизме - безгосударственном, т.е. подлинном, которому советская власть органически не могла соответствовать своими деяниями. Естественно, что и постсоветская власть не жалует свободолюбивого князя - выпустив целые горы чиновничьей макулатуры от поучений до мемуаров, она отнюдь не горит желанием донести до общества мысли и идеи человека, который, отвергая большевизм, связывал будущее России вовсе не с анахронизмом буржуазной реставрации. Благо хоть наше общество ни сном ни духом не ведает о заслугах Кропоткина перед прогрессом, а то глядишь и ему бы досталось - они ведь ничуть не меньше, чем у Маркса. "Создав деспотическую модель коммунизма и настаивая на том, чтобы все другие коммунистические партии подчинились ей, Сталин сильно повредил привлекательности коммунизма в то время, когда восприимчивость Запада (который Маркс изначально рассматривал как наиболее подготовленный для исторической трансформации) могла сделать коммунизм истинно господствующей и жизненной силой нашего общества" - эти слова Збигнева Бжезинского достаточно верно вскрывают связь времен мировой истории, образовавшую гордиев узел глобальных проблем современности и кому как не России должно их разрешить. |
<<<НАЗАД | 12 СТРАНИЦА | ДАЛЕЕ>>> СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ |